Павловская гравёрная школа
Почвой
для расцвета граверной школы в г. Павлово на Оке Нижегородской
области стала обширная сеть кустарных промыслов известных в России
начиная с
XVII
века. Именно в это время из Германии были привнесены передовые
технологии обработки металлов, которые оседали в местах с удобными
географическими, транспортными (водными) сырьевыми ресурсами и
наличием рабочей силы.
Нижегородская область в силу естественного удовлетворения всех этих
требований, а также, с учетом протекания по ее территории главной
транспортной артерии России – Волги с важнейшим притоком Окой,
неминуемо должна была стать центром переработки уральских руд в
металл и изделия из него. Уже в
VIII
веке, вопреки случаю, решившему волей Петра
I
основать ружейное Российское производство в г. Тула, а не в Нижнем
Новгороде, как советовали ему специалисты, Нижегородская область
становится базой производства металлической галантереи для всей
Европейской части России. По меньшей мере, два десятка кустов (деревень)
Павловского района - центра металлического производства становятся
визитной карточкой России в Европе, и среди них уже в
XIX
веке уверенно лидировал Павловский куст, который в это время
является признанным законодателем мод в производстве столовых
приборов, замков, инструмента. Именно это позволило деревне Павлово
получить к концу
XIX
века статус города с названием Павлово на Оке, а 80 процентам
мужского населения города носить гордое звание Павловского
металлиста.
К 1917
году более половины Павловских умельцев выделяются из когорты
кустарей и открывают собственное дело. Они приобретают новое
оборудование, изобретают собственные приспособления для
художественной обработки металлов резанием, штамповкой, тиснением.
Многие из них имеют наемных рабочих и кроме постоянного ассортимента
выпускаемой продукции ведут настоящие творческие разработки
собственного стиля фамильных и семейных секретов мастерства, которые
передавались из поколения в поколение. Сегодня этот принцип передачи
знаний известен как «ноу-хау» и считается передовым методом защиты
от подделок.
После
Октябрьской революции большинство самостоятельных хозяев за короткое
время распродают оборудование, отказываются от использования рабочей
силы и от собственного дела и поступают в качестве квалифицированной
рабочей силы на фабрики и заводы города, которых в 1917 году было
пять. Однако бурный рост промышленного производства в годы
индустриализации в СССР потребовал в десятки раз большего количества
металлистов. И с 1945 года в СССР были учреждены 2
художественно-ремесленных училища готовящих ежегодно более 100
специалистов для страны. Одно из них находится в Красном Селе, а
второе в городе Павлово на Оке Нижегородской области.
Необходимо отметить, что для преподавания в них были привлечены
чрезвычайно опытные и талантливые специалисты, мастера своего дела и
прекрасные преподаватели, а курсантами набирали детей и внуков тех
самых Павловских кустарей, которые приобрели уже рабочую закалку,
работая на оборонных предприятиях города Павлово на Оке: Новом
заводе, Сталинском заводе, автозаводе и др.
В этих
исторических и творческих условиях, в послевоенное время и пришлось
Борису Тарабакину пройти обучение в Павловском
художественно-ремесленном училище в группе граверов-художников и
попасть в третий по счету выпуск этого учебного заведения. И если
дед его был известным мастером-кустарем, а отец, Алексей Иванович
Тарабакин основателем собственного производства по обработке металла,
а после революции – слесарем-лекальщиком высшей квалификации на
военном заводе, то Борис Тарабакин после окончания училища, соединив
практику своих родителей с теорией лучших
специалистов-преподавателей становится одним из лучших выпускников
своего года и получает назначение (по «вербовке») на Украину в город
Днепропетровск для освоения производства металлоизделий в местной
промышленности.
Необходимо отметить, что в это время в городе бурно развивается
промышленное производство и город, производящий металл испытывает
нужду в производствах по его обработке и изготовлению изделий из
него. Образуется большое количество заводов, выпускающих инструмент,
металлическую галантерею, сопутствующие и хозяйственные товары на
необходимом высоком уровне. Начало этим заводам дают бесчисленное
количество артелей, которые становятся кузницей кадров и «творческими
мастерскими» для последующего развития промышленного производства.
Одним из таких заводов является Днепропетровский
опытно-экспериментальный завод, (в последствии – завод «Большевик»),
который «вырос» из артели «Большевик». В 1960 году здесь начато
производство ложек, ножей столовых и ножей для мясорубок, штопоров и
др. продукции – металлогалантереи. А с 1962 г. Минместпром Украины
добивается в Москве разрешения на производство в союзном масштабе
октябрятской звездочки и пионерского значка «Всегда готов» из
алюминия, для чего на заводе строится несколько новых
производственных помещений и создается компактный замкнутый цикл
производства значков. С этого времени на заводе выполняются заказные
разработки значков для предприятий, организаций, учреждений,
городских и областных властных структур, спортивных обществ,
международных мероприятий и т.д. Сначала эти заказы выполнялись по
эскизам лучших художников Художественного фонда Украины, Совета
Министров. В последствии граверы-художники, воспитанники Бориса
Алексеевича постепенно перешли на работу по собственным эскизам и
идеям с учетом специфики технологии холодной штамповки.
В силу
этих естественных причин за 40 лет творческой работы в отрасли
производства значков и сувенирно-представительской продукции, имея
за плечами семейный опыт 2-х поколений Павловских металлистов и
выполняя ответственные работы по эскизам лучших в то время
художников Украины, Борис Алексеевич накопил богатый собственный
опыт в области рельефного, глубоко традиционного, на 100 % ручного
гравирования без применения какой-либо механической обработки, т.е.
только теми инструментами и приемами, которые были известны с
VIII
века в России.
Творчество Бориса Алексеевича развивалось по пути разработки
собственной школы «техники рельефного гравирования» и создания
оригинального орнамента, соединяющего Европейскую школу
растительного орнамента со строгостью Советской геральдической школы,
которой чужды излишества и основным требованием которой является
достижение максимально выразительного эффекта минимальными
средствами. На сегодня этот принцип творческого подхода советского
общества – (в балете, живописи, кино, музыке, архитектуре, и даже
спорте и науке) признан во всем мире за эталон. Ряд портретных и
орнаментальных работ, представленных в металле (в виде
отгравированных штампов – «казенников», или мастер – пуансонов)
могут считаться «классическими», т.к. выполнены на уровне, не
уступающем лучшим работам Ленинградского и Московского монетных
дворов.
Кроме этого Борис Алексеевич выполнил (за 40 лет работы на заводе)
огромное количество специальных заказов для Днепропетровского обкома
партии и Совета Министров Украины, торговой и промышленной палаты
Украины. Это были сувенирные «эксклюзивные» изделия, несколько из
которых представлены в коллекции завода, а теперь – семейного
предприятия «Мегазнак», творческим ядром которого он является. За
сорок лет работы Борис Алексеевич воспитал более десятка граверов и
ювелиров. Но главные свои секреты и знания он передает по семейной
традиции трем своим сыновьям, которые сегодня успешно работают с ним
в предприятии «Мегазнак», продолжая развивать традиции Павловских
металлистов, и создавать традиции металлургов Приднепровского
региона, удивляя искушенных специалистов нумизматов и фалеристов не
только России, но и Европы. Их работы сегодня знают в Монреале и
Берне, Будапеште и Бухаресте, Лос-Анджелесе и Лейпциге, Познани и
Пловдиве, Измире и Пекине; многие фирмы Германии и Франции, Испании
и Италии имеют в своих архивах сувениры и памятные знаки семейного
коллектива Тарабакиных. Несколько эксклюзивных памятных знаков
предприятия «Мегазнак» под творческим руководством Бориса
Алексеевича Тарабакина подготовило и к 70-летию родного региона.
|