Выбирай !
     ГЛАВНАЯ          
  АКЦИИ

    Звёзды

    Гербы

  •  Эксклюзив

  •  Скидки

  Технологии

    Гравирование

   Технологии

    Материалы

    Перспективы

   Инвестиции

   Цены

    Нас интересует...

   Вас  заинтересует...

   Наши партнёры

 

  История

   Пионерская звезда

    Династия Тарабакиных

   Павловская школа

   История МЕГАЗНАКа

   История завода

 

  Как нас найти

   Адрес

   План города

 

  Информация

    Научно - эксп. работы

    Наш коллектив

    Наши выставки

 

г2002 Busta Web Design

Webmaster

 

 Наши телефоны: тел.:+3 8 (0562) 31 - 84 - 75;    тел./факс.: (0562) 31 - 84 - 76   49101 Украина,  Днепропетровск, ул.Ульянова,10     территория завода "Большевик"

    Посмотреть наши изделия | Напишите нам

 

Гравирование

Гравирование – один из древнейших способов художественной обработки металлов и некоторых неметаллических материалов (кости, дерева, камня и др.). Его сущность – нанесение линейного рисунка или рельефа на материал при помощи резца. За многие тысячелетия своего существования гравировка проникла в самые различные области производства, как художественные (ювелирные украшения, гравюры), так и чисто технические, например производство точных измерительных инструментов и приборов (нанесение делений, градуировка и оцифровка микрометрических и нониусных шкал и т.п.).

В технологии художественного граверного мастерства можно различать:

Плоскостное гравирование (двухмерное), при котором обрабатывается только поверхность.

Обронное гравирование (трехмерное).

 

Плоскостное гравирование

Этот прием широко распространен в художественной обработке металлов. Его назначение – декорирование поверхности изделия путем нанесения контурного рисунка или узора или сложных портретных, многофигурных или ландшафтных тоновых композиций, а также исполнение различных надписей и шрифтовых работ. Гравированием украшают как плоские, так и объемные изделия.

Возможности плоскостного гравирования очень широки – это рисунки, графические работы, выполненные резцом на металле, еще более тонкие и совершенные, чем рисунки, сделанные карандашом   или пером.

К плоскостной гравировке (называемой также «гравировкой по глянцу» ли «гравировкой для вида») относится и гравировка под чернь, которая в технологическом отношении отличается от обычной только тем, что она выполняется несколько глубже, а затем выбранный внутро рисунок заполняется чернью.

 

Приспособления для гравирования

Для удобства гравирования листовая заготовка, а также мелкие ювелирные изделия и медали предварительно прикрепляются к доске, по размерам превосходящей металлическую заготовку или изделие. Небольшие заготовки прикрепляются к доске на разогретый сургуч или канифоль. Большие пластины прибивают мелкими гвоздями к доске, по ее краю. Объемные предметы зажимают в специальные приспособления: шрабкугель или колодки.

Шрабкугель представляет собой сплошной чугунный шар диаметром около 130 мм и массой до 15 кг, у которого сверху срезан сегмент. На круглой площадке имеется прямоугольный паз, а в одной из двух стенок паза сделаны отверстия с резьбой, в которые вставлены прижимные винты. Изделие, подлежащее гравированию (или доска с прикрепленной к ней заготовкой), укладывают в паз и прочно прижимают винтами к противоположной стенке паза.

Под шрабкугель для удобства работы подкладывают специальное кожаное кольцо. Кранцы придают устойчивость и маневренность (поворот) лежащим на них приспособлениям при работе резцом, а также поглощают шум от ударов при работе зубилом.

 

Граверный инструмент и его употребление

Основным инструментом при плоскостном гравировании является штихель, или резец. Общая длина штихеля колеблется от 100 до 130 мм; его изготовляют из лучших марок инструментальных сталей, способных держать заточку. Штихель вставляют в короткую деревянную ручку грибовидной формы, срезанную с нижней стороны для удобства работы

 

Хороший резец должен удовлетворять следующим требованиям:

а) он должен быть сделан из первоклассного материала;

б) отшлифован и хорошо заточен.

 

Обычно используют резцы, которые изготовлены из высококачественной тонкоструктурной стали.

 

Различают следующие семь основных типов штихелей:

Шпицштихель – острый резец

Мессерштихель – ножевой резец

Фасетштихель – фасетный резец

Юстирштихель – юстировочный резец

Флахштихель – плоский резец

Болштихель – полукруглый резец

Фаденштихель – нитяной резец.

 

При работе штихель держат в правой руке, в кулаке, так, чтобы его рукоятка упиралась в ладонь, а большой и указательный пальцы поддерживают штихель в рабочем положении. При этом локоть находится на весу и опорой руки служит только большой палец, который в то же время является как бы тормозом и ограничивает проскальзывание штихеля вперед. В то же время указательный палец регулирует силу нажима на ребро штихеля и направляет его по линиям рисунка. Штихель ведут всегда только по прямой линии справа на лево, проталкивая его вперед небольшими участками.

Для плоскостного гравирования пригодны почти все металлы и многие  неметаллические материалы (кость, дерево, пластмассы, некоторые мягкие породы камня, янтарь и др.). Из металлов лучше всего поддаются гравированию латунь, томпак, пробное серебро, некоторые стали. Хорошо гравируются бронза, цинк, никелевые сплавы; хуже гравировать на чистом  золоте, чистом серебре и платине, а также на чистом алюминии.

 

Обронное гравирование

Обронное гравирование (трехмерное) – способ, при котором резцом создается рельеф или даже объемная (круглая) скульптура из металла; кроме того, в обронном гравировании выделяют два варианта: выпуклое (позитивное) гравирование, когда рисунок рельефа выше фона (фон углублен, снят); углубленное (негативное) гравирование, когда рисунок или рельеф режется внутро.

В современных условиях художественное гравирование применяется с различными целями. В одних случаях обрабатывают непосредственно поверхность изделия и получают художественное произведение (декоративные предметы, ювелирные изделия и т.п.). В других случаях изготовляют инструменты  или приспособления, которыми потом производят художественные изделия серийным или массовым тиражом. К ним относятся производство гравюр, эстампов, офортов, клише для печати, гравирование ситценакатных валов, багетных роликов, конгревных досок, клейм для тиснения, пуансонов и матриц для штамповки, пресс-форм для литья и т.п.

Следует отличать ручное гравирование (ручными инструментами) от механического, которое осуществляется посредством различных приспособлений и гравировальных машин.

Изготовление обронной техникой уникальных изделий по оригиналу художника сейчас применяется редко. Обронное гравирование – более трудоемкий процесс по сравнению с плоскостным гравированием. Оброном выполняется рельеф (или контррельеф) и объемные предметы (или формы для объемов). Эта работа, естественно, требует снятия значительно большей массы металла с заготовки.

Поэтому кроме штихелей при обронной работе применяют зубила, так как рубить металл значительно легче и скорее, чем резать его штихелем.

Зубила представляют собой стальные стержни толщиной от 6 до 10 мм и длиной от 120 до 150 мм. Рабочий конец отковывают и опиливают по форме того или иного штихеля. В соответствии с этим различают: шпицзубила, фляхзубило, болзубило. Рабочий конец закаливают с последующим отпуском. Кроме зубил и штихелей к ручному граверному инструменту относятся: керн (или кернер), применяемый для разметки (от слесарного керна отличается большим углом заострения); сечка – плоские зубила различной ширины с заточкой на одну сторону; чеканы – стальные стержни с различными рабочими концами для выравнивания фона и набивки фактуры. Форма граверных чеканов сходна с чеканными, но они обычно более массивны, так как работают ими в основном по стальным заготовкам, при отделке штампов и пуансонов.

Когда рельеф почти вырублен на должную глубину и слепок соответствует оригиналу, рубку прекращают и приступают к отделке штихелем, чеканами и пуансонами.

В процессе отделки небольшое количество оставленного металла снимают, а часть металла садится, уплотняясь под ударами чеканов и пуансона.

 

Используются технологии uCoz