Гравирование
Гравирование – один из древнейших способов художественной
обработки металлов и некоторых неметаллических материалов (кости,
дерева, камня и др.). Его сущность – нанесение линейного рисунка или
рельефа на материал при помощи резца. За многие тысячелетия своего
существования гравировка проникла в самые различные области
производства, как художественные (ювелирные украшения, гравюры), так
и чисто технические, например производство точных измерительных
инструментов и приборов (нанесение делений, градуировка и оцифровка
микрометрических и нониусных шкал и т.п.).
В технологии
художественного граверного мастерства можно различать:
Плоскостное
гравирование (двухмерное), при котором обрабатывается только
поверхность.
Обронное
гравирование (трехмерное).
Плоскостное гравирование
Этот прием широко
распространен в художественной обработке металлов. Его назначение –
декорирование поверхности изделия путем нанесения контурного рисунка
или узора или сложных портретных, многофигурных или ландшафтных
тоновых композиций, а также исполнение различных надписей и
шрифтовых работ. Гравированием украшают как плоские, так и объемные
изделия.
Возможности
плоскостного гравирования очень широки – это рисунки, графические
работы, выполненные резцом на металле, еще более тонкие и
совершенные, чем рисунки, сделанные карандашом или пером.
К плоскостной
гравировке (называемой также «гравировкой по глянцу» ли «гравировкой
для вида») относится и гравировка под чернь, которая в
технологическом отношении отличается от обычной только тем, что она
выполняется несколько глубже, а затем выбранный внутро рисунок
заполняется чернью.
Приспособления для
гравирования
Для удобства
гравирования листовая заготовка, а также мелкие ювелирные изделия и
медали предварительно прикрепляются к доске, по размерам
превосходящей металлическую заготовку или изделие. Небольшие
заготовки прикрепляются к доске на разогретый сургуч или канифоль.
Большие пластины прибивают мелкими гвоздями к доске, по ее краю.
Объемные предметы зажимают в специальные приспособления: шрабкугель
или колодки.
Шрабкугель
представляет собой сплошной чугунный шар диаметром около 130 мм и
массой до 15 кг, у которого сверху срезан сегмент. На круглой
площадке имеется прямоугольный паз, а в одной из двух стенок паза
сделаны отверстия с резьбой, в которые вставлены прижимные винты.
Изделие, подлежащее гравированию (или доска с прикрепленной к ней
заготовкой), укладывают в паз и прочно прижимают винтами к
противоположной стенке паза.
Под шрабкугель для удобства работы подкладывают
специальное кожаное кольцо. Кранцы придают устойчивость и
маневренность (поворот) лежащим на них приспособлениям при работе
резцом, а также поглощают шум от ударов при работе зубилом.
Граверный инструмент и его употребление
Основным инструментом при плоскостном
гравировании является штихель, или резец. Общая длина штихеля
колеблется от 100 до 130 мм; его изготовляют из лучших марок
инструментальных сталей, способных держать заточку. Штихель
вставляют в короткую деревянную ручку грибовидной формы, срезанную с
нижней стороны для удобства работы
Хороший резец должен удовлетворять
следующим требованиям:
а) он должен быть сделан из
первоклассного материала;
б) отшлифован и
хорошо заточен.
Обычно используют
резцы, которые изготовлены из высококачественной тонкоструктурной
стали.
Различают следующие семь основных
типов штихелей:
Шпицштихель
– острый резец
Мессерштихель
– ножевой резец
Фасетштихель
– фасетный резец
Юстирштихель
– юстировочный резец
Флахштихель
– плоский резец
Болштихель
– полукруглый резец
Фаденштихель
– нитяной резец.
При работе штихель
держат в правой руке, в кулаке, так, чтобы его рукоятка упиралась в
ладонь, а большой и указательный пальцы поддерживают штихель в
рабочем положении. При этом локоть находится на весу и опорой руки
служит только большой палец, который в то же время является как бы
тормозом и ограничивает проскальзывание штихеля вперед. В то же
время указательный палец регулирует силу нажима на ребро штихеля и
направляет его по линиям рисунка. Штихель ведут всегда только по
прямой линии справа на лево, проталкивая его вперед небольшими
участками.
Для плоскостного
гравирования пригодны почти все металлы и многие неметаллические
материалы (кость, дерево, пластмассы, некоторые мягкие породы камня,
янтарь и др.). Из металлов лучше всего поддаются гравированию
латунь, томпак, пробное серебро, некоторые стали. Хорошо гравируются
бронза, цинк, никелевые сплавы; хуже гравировать на чистом золоте,
чистом серебре и платине, а также на чистом алюминии.
Обронное гравирование
Обронное
гравирование (трехмерное) – способ, при котором резцом создается
рельеф или даже объемная (круглая) скульптура из металла; кроме
того, в обронном гравировании выделяют два варианта: выпуклое
(позитивное) гравирование, когда рисунок рельефа выше фона (фон
углублен, снят); углубленное (негативное) гравирование, когда
рисунок или рельеф режется внутро.
В современных
условиях художественное гравирование применяется с различными
целями. В одних случаях обрабатывают непосредственно поверхность
изделия и получают художественное произведение (декоративные
предметы, ювелирные изделия и т.п.). В других случаях изготовляют
инструменты или приспособления, которыми потом производят
художественные изделия серийным или массовым тиражом. К ним
относятся производство гравюр, эстампов, офортов, клише для печати,
гравирование ситценакатных валов, багетных роликов, конгревных
досок, клейм для тиснения, пуансонов и матриц для штамповки,
пресс-форм для литья и т.п.
Следует отличать ручное гравирование (ручными
инструментами) от механического, которое осуществляется посредством
различных приспособлений и гравировальных машин.
Изготовление
обронной техникой уникальных изделий по оригиналу художника сейчас
применяется редко. Обронное гравирование – более трудоемкий процесс
по сравнению с плоскостным гравированием. Оброном выполняется рельеф
(или контррельеф) и объемные предметы (или формы для объемов). Эта
работа, естественно, требует снятия значительно большей массы
металла с заготовки.
Поэтому кроме
штихелей при обронной работе применяют зубила, так как рубить металл
значительно легче и скорее, чем резать его штихелем.
Зубила представляют
собой стальные стержни толщиной от 6 до 10 мм и длиной от 120 до 150
мм. Рабочий конец отковывают и опиливают по форме того или иного
штихеля. В соответствии с этим различают: шпицзубила, фляхзубило,
болзубило. Рабочий конец закаливают с последующим отпуском. Кроме
зубил и штихелей к ручному граверному инструменту относятся: керн
(или кернер), применяемый для разметки (от слесарного керна
отличается большим углом заострения); сечка – плоские зубила
различной ширины с заточкой на одну сторону; чеканы – стальные
стержни с различными рабочими концами для выравнивания фона и
набивки фактуры. Форма граверных чеканов сходна с чеканными, но они
обычно более массивны, так как работают ими в основном по стальным
заготовкам, при отделке штампов и пуансонов.
Когда рельеф почти
вырублен на должную глубину и слепок соответствует оригиналу, рубку
прекращают и приступают к отделке штихелем, чеканами и пуансонами.
В процессе отделки
небольшое количество оставленного металла снимают, а часть металла
садится, уплотняясь под ударами чеканов и пуансона.
|